В России возможен переход на электронные трудовые книжки: инициатива Минтруда

С развитием информационных технологий бумажная книжка постепенно превращается в рудимент, поэтому активно подыскивается замена, и один из вариантов – электронная трудовая книжка.

 Старая тема на новый лад

Обсуждение данной темы началось несколько лет назад. На проблему еще раз обратил внимание министр соцзащиты Максим Топилин во время встречи с представителями Ассоциации европейского бизнеса в середине февраля 2016 года. Руководитель ведомства подчеркнул, что электронные трудовые книжки не вытеснят стандартные. Они по-прежнему будут функционировать в качестве основного документа для фиксирования стажа. По крайней мере, в ближайший год.

На заметку. В СССР трудовые книжки были введены в 1918 году, и с тех пор они не подвергались коренным преобразованиям. Правила использования документа закреплены в ст. 66 ТК РФ.

Топилин предложил заинтересованным сторонам направлять в Минтруд свои предложения по реформированию системы, потому что электронный документ может быть введен параллельно в ближайшие несколько лет.

Одно из предложений высказывалось еще в 2012. Создатели «Стратегии-2020» выступили с инициативой ввести онлайн-паспорт работника, дополнив его не только стажем, но и образованием, прослушанными курсами повышения квалификации, сертификатами, научными степенями и информацией, которая пригодится при приеме на работу.

Что даст нововведение?

Потеря книжки превращается для работника в катастрофу, ведь восстановить документ не всегда представляется возможным. На его основе осуществляется расчет пенсии, поэтому будущему пенсионеру приходится делать запросы на старое место работы, которые зачастую не приносят ожидаемого результата.

Если законопроект об электронных трудовых книжках будет представлен и одобрен, то новая система позволит:

  • осуществлять машстабную регистрацию рабочих кадров во всех бизнес-отраслях на федеральном и региональном уровнях;
  • подстраховаться на случай утраты бумажной версии и быстро восстановить данные о стаже;
  • упростить кадровый учет;
  • сформировать полную базу работодателей.

Предполагалось, что к онлайн-версии будут подключаться дополнительные функции и документы: пенсионную карту, ИНН и т.д. Ни о принципах формирования новой базы, ни о месте ее хранения информация в СМИ не поступала.

Действительность и ожидания

Первый шаг к прозрачности отношений между нанимателем и работником сделан. ИП с числом служащих не более 15 человек могут не вести книжки, а нанимать сотрудников по договору. Его образец разработан и утвержден. В нем можно указывать причины приема или увольнения, а также вписывать благодарности с взысканиями. Документ работник сможет предоставлять при попытке устроиться на новое место.

Планировалось, что к 2017 году все работодатели должны будут сдать имеющиеся в их архивах бумажные книжки в Пенсионный фонд. Допускалась возможность ликвидации привычного документооборота с введением переходного периода для тех компаний, которые не готовы принять новые правила игры.

С введением онлайн-версий трудовых документов решили, видимо, повременить. Слишком уж много «но»:

  • электронные системы не имеют 100%-ной защиты;
  • не каждый работник имеет оборудованный офис и компьютерную технику;
  • не все компании готовы изыскать средства на покупку специальных программ для ведения электронного документооборота.

Не нашлось, видимо, и желающих взять на себя дополнительную нагрузку по оцифровке бумажных копий, которые поступят в госархивы. Какому ведомству поручат этим заняться? – еще один вопрос, остающийся открытым.

На данный момент трудовые книжки в России могут стать электронными, только если все заинтересованные стороны активно подключатся к решению вопроса или если российский президент даст правительству очередной «посыл». Остается ждать и надеяться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: