Федеральный МРОТ с 1 июля 2016 года составляет 7500 руб.
Предполагалось, что предыдущее повышение МРОТ, состоявшееся в январе, окажется не последним в 2016-м году. Законопроект о «летнем» повышении был разработан членами Госдумы в мае и оказался на подписании у Президента в июне. Нужно отметить, что последнее повышение минимальной зарплаты – весьма значительное; граждане России будут получать на 1296 рублей больше, а это целых 17%. Есть мнение, что столь значительное повышение вызвано продолжительной нестабильностью отечественной валюты относительно доллара и евро.
Напомним, что еще в конце 2014 года Минтруд внесло предложение поднять уровень минимальной зарплаты до прожиточного минимума. По задумке ведомства этот процесс следовало произвести в несколько этапов и уложиться в срок до 2017 года. Однако тогда у финансового блока в правительстве такое предложение сразу вызвало серьезные возражения – Минфин посчитал, что в бюджете недостаточно денег для повышения социальных выплат. Сейчас мы видим, что Минтруд нашел сторонников в Госдуме: пусть «зимнее» повышение и оказалось весьма незначительным (лишь 4% вместо ожидаемых 12%), зато «летнее» стало внушительным (17%).
Следует отметить, что МРОТ влияет на размер декретных выплат и ежемесячного пособия по уходу за ребенком – в том случае, если стаж роженицы на момент выхода в декретный отпуск составляет менее 6 месяцев. МРОТ берется за основу размера выплаты. Ежемесячно молодая мама будет получать денежную помощь в размере 1 МРОТ (сумма зависит от каждого отдельного взятого региона). Также, если среднедневной заработок женщины получается ниже установленного МРОТа, работодатель обязан производить выплаты по минимальному размеру оплаты труда.
МРОТ 2015 – 2016 в регионах РФ (кликните)
Регион Российской Федерации | Размер МРОТ с 01.01.2014 (руб.) |
Размер МРОТ с 01.01.2015 (руб.) |
Размер МРОТ с 01.01.2016 (руб.) |
Центральный федеральный округ |
|||
Белгородская область |
5 554 | 7 279 (?) | 8694 |
Брянская область |
6 000 | 6 500 | 6500 |
Владимирская область |
6 000 |
5 9656 000 |
6204 (для работников бюджетной сферы) / 7000 (для внебюджетной) |
Воронежская область |
5 554 | 5 965 (?) | 6204 / 8787 (бюджет / внебюджетная) |
Ивановская область |
5 554 | 8 645 (?) | 8645 |
Калужская область |
в размере
|
в размере
|
в размере прожиточного минимума |
Костромская область |
в размере
|
5 965в размере |
7500 (для бюджета) / внебюджетные работники в размере прожиточного минимума |
Курская область |
5 554в размере |
5 965в размере |
7500 (для бюджета) / внебюджетные работники в размере прожиточного минимума |
Липецкая область |
6 000в размере не ниже 1,3 |
6 000в размере не ниже 1,3 |
6000 (для бюджета) / внебюджетные работники в размере не ниже 1,2 прожиточного минимума |
Московская область |
11 000 12 000 |
12 000 | 12500 |
Орловская область |
5 554 | 7 938 (?) | 9778 |
Рязанская область |
5 600 6 500 |
6 500 |
6350/7500 |
Смоленская область |
6 200 | 6 200 | 6200 |
Тамбовская область |
5 815 7 000 |
5 8157 000 |
6240 / 7500 |
Тверская область |
5 554 |
6 0007 000 |
7500 / 7280 |
Тульская область |
10 500 10 000 12 000 |
10 00012 000 |
11000 / 13000 (только с августа) |
Ярославская область |
5 554 |
6 0008 0212 |
6000 / 8021 |
г. Москва |
12 600 14 000 |
14 500
15 000 16 500 17 300 |
17300 |
Северо-Западный федеральный округ |
|||
Республика Карелия |
5 796в размере |
5 796в размере |
5796 / внебюджетные работники в размере прожиточного минимума |
Северная часть Республики Карелия: Беломорский район, Калевальский район, Кемский район, Лоухский район, г. Костомукша |
7 213в размере |
7 213в размере |
7213 / в размере прожиточного минимума |
Республика Коми |
6 000 | 6 500 | 6500 |
Архангельская область |
5 554 | 5 965 | 7500 |
Вологодская область |
5 554 | 5 965 | 7500 |
Калининградская область |
7 500 8 000 |
8 500 (с 01.01.2015) 9 000 10 000 |
10000 |
Ленинградская область |
7 300 7 450 |
7 600 (с 01.04.2015) 7 800 |
7800 |
Мурманская область |
10 730 | 12 013 | 13650 |
Новгородская область |
5 554в размере |
5 965в размере |
6204 / в размере прожиточного минимума |
Псковская область |
5 965 | 7500 | |
г. Санкт-Петербург |
8 868 | 9 445
11 000 |
11700 |
Ненецкий авт.округ |
5 965 | 6204 | |
Южный федеральный округ |
|||
Республика Адыгея |
5 554 | 5 965 | 7500 |
Республика Калмыкия |
5 554 | 5 965 | 7500 |
Республика Крым |
5 554 | 6204 / 7042 | |
Краснодарский край |
в размере
|
8 027 (?) | 7500 / в размере прожиточного минимума |
Астраханская область |
5 554 6 500 |
5 9656 500 |
7500 / 7350 |
Волгоградская область |
в размере 1,2
|
5 965в размере 1,2 |
7500 / в размере 1,2 прожиточного минимума |
Ростовская область |
8 934 | 5 965 | 7500 |
г. Севастополь |
4 628,4 | 6204 / 7374 | |
Северо-Кавказский федеральный округ |
|||
Республика Дагестан |
5 554 | 5 965 | 7500 |
Республика Ингушетия |
5 554 | 5 965 | 7500 |
Кабардино-Балкарская Республика |
5 554 |
5 965в размере |
7500 / в размере прожиточного минимума |
Карачаево-Черкесская Республика |
5 554 | 5 965 | 7500 |
Республика Северная Осетия – Алания |
5 554 | 5 965 | 7500 |
Чеченская Республика |
5 554 | 8 252 (?) | 8252 |
Ставропольский край |
5 554 | 7 240 (?) | 8588 |
Приволжский федеральный округ |
|||
Республика Башкортостан |
5 554
6 900 |
6 900 | 7500/8900 |
Республика Марий Эл |
6 549 | 7 548 | 9251 |
Республика Мордовия |
5 554 | 5 965 | 7500 |
Республика Татарстан |
5 554 6 420 |
5 9656 420 |
6204/7309 |
Удмуртская Республика |
5 207 | 5 207 | 7500 |
Чувашская Республика |
5 554 | 5 965
6 988 |
7500/6988 |
Пермский край |
в размере
|
5 965в размере |
в размере прожиточного минимума |
Кировская область |
5 554 | 5 965 | 7500 |
Нижегородская область |
5 554 7 140 |
5 9657 800 |
7500/9000 |
Оренбургская область |
5 554 | 5 965 | 7500 |
Пензенская область |
5 554 | 5 965 | 7500 |
Самарская область |
5 554 | 5 965 | 7500 |
Саратовская область |
6 200 | 6 200 | 7500/7900 |
Ульяновская область |
5 554 | 7 918 | 6500/10000 |
Уральский федеральный округ |
|||
Курганская область |
5 554 7 321 |
5 9657 321 |
7500/7620 |
Свердловская область |
7 095 7 090 7 090 |
7 090 8 154 (с 01.07.2015) 8 862 (с 01.07.2016) |
8862 |
Тюменская область: |
7 1608 934 |
7700/9300 | |
для работников бюджетных, казенных, автономных учреждений и автономных некоммерческих организаций, учрежденных Тюменской областью или муниципальными образованиями Тюменской области | 5 650 | 5 650 | |
для работников внебюджетного сектора экономики | 8 305 | 8 305 | |
Челябинская область |
7 630 |
5 965
|
6100/8300 |
Ханты-Мансийский авт.округ – Югра |
МРОТ с применением районного коэффициента и процентной надбавки |
МРОТ с применением районного коэффициента и процентной надбавки |
МРОТ с применением районного коэффициента и процентной надбавки |
Ямало-Ненецкий авт.округ |
11 171 | 12 431 | 12431 |
Сибирский федеральный округ |
|||
Республика Алтай |
5 554 | 7 005 (?) | 7500/8751 |
Республика Бурятия |
6 693 5 554 |
5 965 | 7500 |
Республика Тыва |
5 554 | 5 965 | 7500/6300 |
Республика Хакасия |
5 554 | 5 965 | 7500 |
Алтайский край |
7 005 |
5 9657 005 |
7500/9400 |
Забайкальский край |
5 554/6 760 6 044/8 059 |
5 554/6 760 6 044/8 059 |
6044/8059 |
Красноярский край |
5 554 | 5 965/9544 – 24026 | 6204/9544 |
для районов Крайнего севера Красноярского края: |
|||
г. Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район | 5 965 | 16130 | |
Северо-Енисейский район | 5 965 | 14269 | |
Туруханский район – севернее рек Нижняя Тунгуска и Турухан, Эвенкийский муниципальный район – севернее параллели 63° северной широты, южнее параллели 63° северной широты | 5 965 | 15313 | |
южнее рек Нижняя Тунгуска и Турухан, Кежемской район | 5 965 | 19009 | |
г. Енисейск, г. Лесосибирск, Богачанский район, Енисейский район, Мотыгинский район | 5 965 | 15200 | |
Иркутская область |
5 554 | 5 965 | 7774 / 9717 |
Кемеровская область |
11 302,5 – II кв 12 054 – III кв 12 075 – IV кв |
12 075 | 13617 |
Новосибирская область |
9 030 | 9030 / 9390 | |
Омская область |
6 387 |
5 9656 387 |
6204 / 7135 |
Томская область |
8 581 | 8 581 7 967 10 440 |
7500 / 8581 |
в районах Крайнего севера и городе Колпашево (Томская область) | 10 440 | ||
Дальневосточный федеральный округ |
|||
Республика Саха (Якутия) |
12 515 | 12 515 | 15390 |
Камчатский край |
14 440 | 16910 / 19510 | |
Приморский край |
5 554 | 5 965 | 7500 |
Хабаровский край |
8 142 9 485 |
9 485 | 11414 / 15510 |
Амурская область |
5 535 5 995 |
5 535 5 995 |
7500 |
По северной зоне Амурской области |
5 995 | ||
Магаданская область |
14 550 15 720 |
14 550 15 720 |
18750 / 20250 |
Сахалинская область |
12 100 12 400 |
12 400 15 352 16 533 |
16838 |
Еврейская авт.область |
5 995 | 5 995 | 7500 |
Чукотский авт.округ |
5 554 | 5 965 | 6204 |
———————————————————-
1 – для работников государственных и муниципальных учреждений бюджетной сферы
2 – для работников организаций – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
3 – Дополнительное соглашение между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей о внесении изменений в Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 30 октября 2015 г. № 77-783-2
Базовый оклад: его функции и соотношение с прожиточным минимумом
Изначально институт минимальной зарплаты был разработан для борьбы с потогонным трудом. Начало 20 века сопровождалось серьезными социальными потрясениями, войнами и экономическими кризисами. В результате работники, занятые на самых низкооплачиваемых вакансиях, стали жертвами произвола со стороны работодателей.
Юридически гарантированный минимум оплаты труда зафиксирован в Конвенции Международной организации труда №131, принятой в 1970 году. Этот международный документ ратифицирован (подписан) и Россией. В нашей стране эти отношения регулируются специальным законом 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Этот документ содержит 3 основных принципа:
- В России действуют два уровня базовых зарплат: федеральные и региональные;
- Работодатель не может установить заработную плату работнику ниже, чем установлено в законе;
- Уровень минимальной заработной платы подлежит индексации (увеличению). Именно о соблюдении этого пункта при установлении МРОТ 2016 в правительстве разгорелась крайне жесткая дискуссия.
Минимальная зарплата и прожиточный минимум
Статья 133 Трудового кодекса РФ устанавливает, что минимальный уровень оплаты труда в РФ не должен быть ниже прожиточного уровня. Однако тот факт, что добиться этого одномоментно невозможно, признавался с самого начала внесения этой нормы в ТК. Поэтому трудовой кодекс содержит статью 421, в которой указано, что гарантированный доход россиян до уровня прожиточного минимума будет повышаться постепенно, а порядок и условия такого повышения должны быть закреплены в отдельном законе. Как и во многих других случаях никакого специального закона на этот счет так принято и не было, поэтому правительство повышает минимальную зарплату постепенно (в большей степени по собственному усмотрению) до тех пор, пока она не достигнет прожиточного минимума. При этом конкретных сроков, за которые это должно произойти, нигде нет.
Если зарплата меньше минимальной – это нарушение?
Ответ на этот вопрос не так очевиден, как кажется. Действительно, согласно законодательству, заработная плата россиян не должна быть ниже минимального уровня, напомним, что с лета 2016 года МРОТ в России составит 7500 руб. Однако не все работники трактуют это правило верно. Давайте разберемся.
Согласно ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» зарплата не может быть ниже установленной этим законом. Но учтите, что ТК РФ предусматривает, что заработная плата может состоять из нескольких составляющих:
- Оклад;
- Компенсирующие выплаты (коэффициенты, доплаты за особые условия труда);
- Стимулирующие выплаты (премии).
Так вот: МРОТ 2016, как и предыдущие минимальные зарплаты, будет действовать только по отношению к общей зарплате. То есть оклад в РФ в 2016 году может быть ниже МРОТ на 2016 год, а вот общая получаемая зарплата – нет.
Во-вторых, не надо забывать, что зарплатой в России считается сумма, получаемая работником до уплаты налогов. То есть та сумма, которая указана в зарплатной ведомости без учета НДФЛ. Именно эта зарплата должна умещаться в МРОТ 2016. Зарплата, получаемая фактически (на руки), может быть меньше минимального уровня зарплаты, так как из нее вычтен НДФЛ.
В-третьих, закон устанавливает, что ниже минимального дохода не может быть заработная плата работника, отработавшего полный отчетный период в условиях полной занятости. То есть для работающих по совместительству или на условиях неполного рабочего дня МРОТ 2016 будут рассчитывать пропорционально фактически отработанному времени.
Минимальная зарплата в регионах
Согласно ст. 133.3 Трудового кодекса РФ регионы имеют права (но не обязаны) устанавливать свои собственные уровни минимальной заработной платы. При этом закон предъявляет к ним следующие требования:
- Они должны быть рассчитаны с учетом местных социально-экономических реалий (уровня зарплат, цен и безработицы);
- Они должны также учитывать местный показатель прожиточного минимума и стремиться в перспективе сравняться с ним;
- Они не могут быть ниже минимальной зарплаты, установленной государством.
На сегодняшний день собственным значением минимальной гарантированной зарплаты обзавелись многие из субъектов РФ. Часть из них пользуется федеральным значением МРОТ только для бюджетного сегмента, а для внебюджетного выставляет собственный лимит. Собственное значение МРОТ назначают либо регионы-доноры (территории, не испытывающие проблем с пополнением бюджета, такие как Москва, Санкт-Петербург и регионы, на территории которых развита нефтегазодобывающая отрасль), либо территории Крайнего Севера, где федеральный МРОТ просто нежизнеспособен (так как прожить там на эти деньги при «северных» ценах невозможно даже в теории). Самая высокая минимальная зарплата в России традиционно выплачивается в Москве: МРОТ Москвы в 2016 году составляет17300 руб.
Несмотря на то, что федеральный МРОТ в июле вырос значительно, для многих регионов это не стало поводом для ликования: региональные МРОТ во многих субъектах РФ выросли лишь немного, либо вообще остались на прежнем уровне (как, например, в Ивановской области). В Рязанской области МРОТ для бюджетных работников вообще упал по сравнению с зимой – 6350 против 6500, тогда как для работников внебюджетных организаций увеличился с 6500 до 7500. Очевидно, это значит, что недостатка в работниках бюджетной сферы Рязань не испытывает, а вот частный бизнес развит слабовато.
Как устанавливается минимальный уровень зарплат в субъектах РФ
Федеральный МРОТ 2016 закреплен в Федеральном законе, принятом Парламентом и подписанном Президентом. Но на региональном уровне весь процесс строится иначе. В субъектах этот показатель устанавливается не законом, а трехсторонним соглашением.
Как видно из названия, этот документ должны согласовать и подписать три стороны:
- Правительство или администрация субъекта (области, края, автономного округа и т.д.);
- Объединения профсоюзов или их федерации. Эти организации выступают от имени работников;
- От имени работодателей в установлении и утверждении местного МРОТ участвует Союз промышленников и предпринимателей.
Хитрая особенность этого документа состоит в том, что соглашение не является законом и становится обязательным только для того, кто его принял.
Процесс выражения согласия с местным уровнем минимальной зарплаты для работодателя следующий. Принятое соглашение публикуется в региональных СМИ. У работодателя есть 30 дней, чтобы написать в региональную администрацию заявление о несогласии применять у себя на предприятии уставленный регионом уровень минимального дохода работников. Если в указанный срок такого заявления не поступило, считается, что работодатель согласился с опубликованным соглашением. Но на практике случаи, когда работодатели использовали свое право не участвовать в соглашении о региональном МРОТ, единичны.
Не стоит забывать, что в районах Крайнего Севера и территориях, к ним приравненных, местный районный коэффициент должен находить свое отражение в МРОТ 2016. Существует две позиции по этому вопросу:
- Верховный суд РФ считает, что МРОТ в этих районах должен умножаться на соответствующие коэффициенты;
- Минтруд считает, что этот коэффициент должен быть сразу включен в региональном уровне МРОТ.