Права на самокат еще недавно были нонсенсом. Этот вид транспорта стал массово появляться на улицах российских городов несколько лет назад. Но сейчас все иначе: арендовать электросамокат в столицах стало проще простого, а гипермаркеты техники сообщают о всплесках спроса на модели с электроприводом.
Продажи самокатов растут на 25% в год, причем в сезон на них приходится до 80% проданной техники. Теперь ГИБДД хочет обязать владельцев получать права особого образца. Разберемся, нужны ли документы на самокат в 2023 году и как будут наказывать нарушителей.
Зачем нужны законодательные ограничения
Самокаты просты в управлении и не требуют наличия прав, а разгоняться могут до 40—60 км/ч и потому нередко становятся причиной аварий и наездов на пешеходов. При этом формально водитель самоката также считается пешеходом. Он может не понести никакой ответственности за наезд.
Как утверждают автоюристы, у таких «самокатчиков» обычно нет полиса ОСАГО, так что получить с них компенсацию за поврежденный автомобиль в суде непросто. Нужны долгие разбирательства не со страховой компанией, а с нарушителем лично.
История вопроса
Введение ограничений на самокаты обсуждалось чиновниками ГИБДД и Минтранса уже давно. Когда появилась новая категория транспорта «М», куда вошли мопеды и другой легкий транспорт, самокаты формально попали в ту же категорию.
Мопедом называют двух- или трехколесный транспорт с ДВС объемом до 50 см3 или электродвигателем с мощностью от 0,25 до 4 кВт. Значит, мощные модели подпадают под это определение, а для управления нужно получить права.
Когда-то мопеды с двигателями объемом до 50 см3 не требовали наличия прав. Никто не проверял документы и у владельцев скутеров, хотя объем двигателя у некоторых моделей доходил до 150 см3. Пока контроль электросамокатов работает так же – определить мощность устройства на глаз довольно сложно.
В России пока слишком мало автошкол, которые учат на эту категорию, да и не все из них держат самокаты в своем автопарке.
Что теперь говорит закон
Главное новшество – электросамокаты теперь разделены на две группы. Устройствам с мощностью до 250 Вт по-прежнему можно ездить по пешеходным зонам и обочинам, а их владельцы приравниваются к пешеходам. Более мощные самокаты теперь считаются мопедами: тротуары для них закрыты, а для управления таким устройством нужны права категории «М».
За неимением подойдут и любые другие: не только категории «А» для мотоциклов, но и «B», «С» и так далее. При этом ставить двухколесный электрический транспорт на учет в Госавтоинспекцию не нужно.
Вести мощный самокат без прав и застегнутого шлема по проезжей части теперь запрещено.
Мощные самокаты теперь недоступны детям до 16 лет и лицам, которые не могут получить права по иным причинам. Нарушение ПДД при передвижении по дорогам общего пользования или выезд на велодорожку или тротуар может повлечь административную ответственность – такую же, как для обычных водителей.
Чем грозит нарушение правил
Наказание за нарушение ПДД на электросамокате также зависит от того, к какой группе принадлежит агрегат. Поскольку владельцы маломощных самокатов считаются пешеходами, им грозит лишь штраф в размере от тысячи до полутора тысяч рублей.
Даже если авария повлекла вред здоровью легкой или средней тяжести (статья 12.30 КоАП). Зато выезд на таком самокате на проезжую часть расценивается теперь как переход в неположенном месте. Штраф за это нарушение – всего лишь 500 рублей (часть 1 статьи 12.29 КоАП).
Нарушение правил на более мощном электротранспорте влечет санкции посерьезнее. В новом году на них распространяются все предписания главы 12 КоАП РФ.
Важно! За езду на электросамокате без прав теперь могут выписать штраф до 15 000 рублей. Если водителя уже лишили прав, наказание – штраф до 30 000 рублей, 15 суток ареста или обязательные работы.
Пьяная езда и не только
Проезд на красный свет обойдется в тысячу рублей, а наказание за повторное нарушение – пять тысяч штрафа или лишение прав на срок до полугода (статья 12.12 КоАП). Отсутствие мотошлема на дороге будет стоить 1 000 рублей.
Другие возможные санкции:
Нарушение |
Санкция | Статья КоАП |
Отказ уступить пешеходу или велосипедисту |
Штраф до 2 500 рублей | 12.18 |
Отказ остановиться по требованию инспектора |
Штраф до 800 рублей |
12.25 |
Пользование телефоном во время движения | Штраф до 1 500 рублей |
12.36.1 |
Наезд с причинением вреда здоровью | Штраф до 25 000 рублей
Лишение прав на 2 года |
12.24 |
Управлять электросамокатом запрещено и в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Это грозит штрафом в размере 30 000 рублей и потерей прав на срок от полутора до двух лет.
Авария с человеческими жертвами в таком состоянии может наказываться лишением свободы на срок до пятнадцати лет – в самом неблагоприятном сценарии.
Как будет работать закон
Пока неясно, насколько пристально инспекторы ГИБДД будут следить за пьяными водителями – и как строго их будут наказывать в действительности. Однако прецедент уже есть: в прошлом году патруль остановил пьяного жителя Казани во время езды на мощном самокате. Его показательно оштрафовали на тридцать тысяч и лишили прав на полтора года.
В Москве, где на электросамокатах катаются уже более 400 000 человек, подобных громких случаев пока не было.
Отнять могут не только права категории «М», но и другие документы: например, права на мотоцикл или автомобиль. Транспорт теоретически могут еще и забрать на штрафстоянку, откуда его придется выкупать в общем порядке после восстановления прав. На практике о таких случаях пока не слышно: не факт, что службы эвакуации будут заниматься такими вопросами.
Другие перспективы
Минтранс давно планирует собрать весь электрический транспорт для передвижения по городу в одну категорию, чтобы разграничить электро- и бензиновые агрегаты и устранить путаницу с причислением самокатов то к мопедам, то к пешеходам.
Помимо самокатов, в эту группу попадут моноколеса, сегвеи и гироскутеры, а также роликовые коньки, скейтборды и лонгборды. Чиновники министерства хотят разработать для них отдельные правила и даже дорожные знаки.
Даже в этом случае не до конца понятно, кто и как будет следить за соблюдением правил. По предположениям экспертов, Минтранс может ввести обязательную регистрацию электросамокатов с установкой на них номеров особого образца. Не прописан пока в законе и порядок обучения по новым правилам – в общем, работы еще много.
Взвесить все за и против может помочь зарубежный опыт
- во Франции электросамокаты входят в отдельную категорию личного транспорта. Для них установлен лимит скорости в 25 км/ч и полный запрет на езду по тротуарам;
- в Германии правовой статус самокатов еще обсуждается. Пока им разрешено ездить только по велодорожкам или обочинам дорог;
- в Испании электросамокаты также разделены по мощности. Водительские права нужны только для самых мощных устройств с максимальной скоростью до 45 км/ч.
Таким образом, владельцы бюджетных и просто маломощных моделей самокатов могут спокойно ездить по тротуарам. А вот тем, кто привык передвигаться по городу с ветерком, придется брать с собой права или идти учиться на отдельную категорию.