Почему для России таким трагичным было начало 20-го века?
Почему великая, казалось бы, несоизмеримая по величине, мощи и военному потенциалу империя с самого начала не смогла дать должного отпора коварному восточному соседу? Мнения историков и политиков на этот счёт не только расходятся, но в значительном большинстве носят самый противоречивый характер. Всё зависит от симпатизирующей предрасположенности авторов, выдающих на гора исторические факты.
Но даже отбросив в сторону такие мотивации и беспристрастно оглянувшись на события далекого прошлого, зададимся вопросом: почему?
Почему Россия, вошедшая к тому времени в зону индустриально-экономического подъёма, с самого начала терпела одно поражение за другим: Хабомаи, Тисима Ретто, Маньчжоу Го, Порт-Артур, Цусима. И всё от Японии. 110 лет минуло с той поры. В истории вооруженных сил мы об этом почему-то стараемся умалчивать.
Почему Россия, имевшая к тому времени около 120 млн населения, уступила стране, население которой едва ли составляло половину российского?
Однако, прежде чем ответить на эти вопросы, надо ответить на самый главный: что послужило главной причиной развязывания боевых действий Японии против России? Вклад какой страны в этом событии был более весомым? Месть Николая II за покушение на его голову? Слишком сомнительно — дорогая цена. Да и зачинщиком-то была Япония.
Как известно, еще до начала боевых действий под оккупацией Японии пребывала Манчжурия, являвшаяся по Status quo китайской территорией, и Корея. Понятно, что на этих территориях находились и японские войска, обеспечение которых могло осуществляться только морским путём. Именно по этой причине господство на море имело для Японии решающее значение.
В свою очередь, Россия того времени осуществляла экспансию на восток. Естественно, на этой почве не могло не произойти столкновения территориальных и военно-стратегических интересов сторон. И такое случилось: захват Порт-Артура, Чемульпо, Ляодуна, объявление 10.02.1904 г. войны.
Гибель крейсера «Варяга» и канонерки «Корейца», а также полная блокада с последующей сдачей Порт-Артура практически лишили Россию ТОФа и требовали срочного восстановления справедливости. Однако рассчитывать можно было только на Балтийский флот.
По указанию царя и под руководством адмирала З. П. Рожественского в экстренном порядке была сформирована эскадра, которой только для одного достижения ТВД предстояло обогнуть более половины земного шара и потратить более 8 месяцев времени.
Неприятности стали преследовать эскадру с самых первых дней, и в частности Гулльский инцидент. Еще не успели выйти на океанические просторы, как у Доггер-банки под видом встречи с японским флотом произошло «боестолкновение» с группой… рыболовных сейнеров. Мало того, что рыбаков разогнали, разбомбили, так еще и самих себя поколотили. Однако в череде предстоящих неприятностей это не самое главное: у страха глаза велики, а в тумане можно было и ошибиться.
Главное же и прежде всего, на кораблях катастрофически не хватало личного состава, и не просто как такового, а сработанного и обученного. Команды в буквальном смысле представляли из себя ни на что не способные сборища: набирались необученными, в основном из новичков, а то даже и из солдат. Боевые учения, как в отдельных экипажах, так и в составе эскадры, практически не проводились. Значение придавалось только парадности, лоску, блеску, бесконечным приборкам, и ноль внимания обучению стрельбе, манёврам. Предполагалось, что за время более полугодового перехода задача подготовки и обучения решится сама собой. К великому сожалению, такового не произошло и провал кампании можно было предугадать, еще не выходя из Маркизовой лужи.
Пересекая меридианы и параллели, за кормой оставили 8 месяцев хода и свыше 15 тысяч миль пути. До предела измотанные физически и морально угнетённые неизвестностью команды уже завтра готовы были испытать приговор судьбы. Что день грядущий им готовил? По курсу 23 N.O. маячила Цусима…
И с самого утра 15 мая прогремели первые раскаты грома орудий. Наша эскадра по указанию Рожественского шла двумя кильватерными колоннами. Японцы же, следуя опыту Нельсона, избрали тактику рассечения строя, уничтожение флагмана, чтобы затем поочерёдно расправляться с мателотами.
Уже после первых минут боя начало ощущаться явное преимущество японцев: скорострельность орудий, дальнобойность, несоизмеримая с нашими точность попаданий, фугасные снаряды, начинённые шимозой, не приносящие особых разрушений, но уничтожающие неприкрытую палубную команду и вызывающие пожары. Уже в течение одного часа были выведены из строя и потоплены броненосцы «Ослябя» и «Суворов». На нашей эскадре господствовали неразбериха и паника.
Однако, несмотря на это, эскадра с настойчивостью Сизифа продолжала держать курс N.O. 23. А ведь при хорошо организованной дальней разведке вполне имелась возможность обойти злополучный архипелаг и такой же пролив по океану с востока за пределами видимости. Но приказ Рожественского, несмотря на тяжелое ранение последнего, оставался в силе до самого полного разгрома и пленения эскадры. Наступил апофеоз.
Поняв, что дальнейшее сопротивление становится бессмысленным, один за другим стали опускаться флаги еще совсем недавно казавшейся непобедимой эскадры.
Вот основные причины нашего поражения:
1. Дипломатическая изоляция России: (США, Англия, Франция).
2. Неподготовленность армии и флота.
3. Предательство и бездарность генералов, адмиралов (Стессель, Куропаткин, Рожественский).
4. Превосходство Японии в военной и экономической сферах.
Всего 10 лет оставалось до Первой мировой…