Базиль де Луз, «Старый развратник». Чего он добивается?
Базиль де Луз родился в Зеле, Бельгия, в 1809 году, начал учиться у своего отца и продолжил в Антверпене и Париже. С 1835 года жил в Брюсселе. Большой успех пришел к нему в 1838 году, когда он выставил свое полотно «Деревенский праздник».
Художник следовал традициям старых мастеров: тщательно выписаны все детали интерьеров, одежды, утварь. Его картины — часть собрания Рэйдмэйкерсов, состоящего из написанных в 1806—1870 годах картин бельгийских и голландских художников-романтиков. В 2010 году эта коллекция выставлялась в Эрмитаже, Петербург. За три месяца ее посмотрели сто тысяч посетителей.
Его герои-современники радуются рождению ребенка, первым его шагам, они женятся, пекут вафли, музицируют, иногда играют в карты. И не только.
Одно из его полотен — «Старый развратник».
Старик сидит за столом. Перед ним — стакан с вином, в левой руке — фаянсовая трубка. На полу — осколки трубки: видимо, гость сидит давно, успел выкурить одну и решил продолжить. Перед ним — молодая симпатичная особа. Она принесла старику не то угли в чаше, не то это пепельница. Старец ведет себя как опытный соблазнитель: он захватил руку девушки и целует ее («Коготок увяз — всей птичке пропасть»).
Видимо, старик знаком с техникой соблазнения. Где он мог это узнать? Вероятно, он служил у какого-то богача, может быть, управляющим. И там подглядел (упаси Бог, не нарочно, только случайно!).
Сломанная трубка и опрокинутый табурет наводят на мысль, что этой сцене предшествовала какая-то борьба: может быть, старый ловелас хотел обнять девушку, она его слегка оттолкнула, он уронил трубку и приземлился на стул, а она задела табуретку, и табуретка опрокинулась.
Ухаживание осложняется еще и тем, что действие происходит в холодное время года: на обоих теплая одежда и толстые чулки.
Ей это не нравится — на лице смесь отвращения и вынужденной вежливости.
Почему она его принимает? Почему она не может указать ему на дверь? Почему она подала ему вино?
Надо полагать, что ее к этому располагает обстановка. Кухня бедного дома: полы щербатые, на стенах трещины. Скорее всего, в этом доме живут старики, а девушка — их дочь. Не очень давно в этом доме кипела жизнь: в шкафчике на стене — несколько стеклянных бокалов разного калибра, стоит расписной кувшин, рядом на стенке — еще один, на заднем плане наверху просматривается еще нечто подобное.
Может быть, этот старик — старинный знакомый родителей, может быть, дальний родственник. Одет аккуратно, чистенько: белая рубашка, галстук, жакет, на спинке стула висит залихватская шляпа.
Может быть, он временами финансово поддерживает семью, и отказать ему она не может. Очень может быть, что дом держится только на его деньгах, выгнать такого гостя — навлечь на семью беды и несчастья. Она незамужем, скорее всего, у нее не было и нет приданого. Вот и приходится принимать старика.
Его натиск — начало или продолжение? Вероятно, такое происходит не первый раз. Не исключено, что за этим последует спальня. И ей так тоскливо от этой мысли!
А старик… Его неудержимо тянет в молодость…