Жан Оноре Фрагонар, «Визит к няне». О чем эта картина?

Художник Жан Оноре Фрагонар (17321806) учился у Шардена и Франсуа Буше. В 1752 году за свою работу «Иеровоам приносит жертву золотому тельцу» получает Римскую премию, она была настолько велика, что позволяла отправиться в Рим на три-пять лет. Фрагонар отложил поездку на три года ради учебы у Шарля Андре ван Лоо.

В 1765 году Фрагонар, учитывая пожелания своего мецената Людовика XV, оставляет попытки писать на религиозные и исторические темы и переходит к куртуазной живописи.

В 1769 году он женится, в том же году у него рождается дочь, в 1780-м — сын.

Во время Французской революции высокие покровители Фрагонара лишились голов, сам художник уехал из Парижа и вернулся туда в начале 19 века. К тому времени его уже совершенно забыли.

Яркие краски, красивая одежда, богатая обстановка — на этом фоне герои и героини развлекаются, играют, испытывают любовные приключения, иногда даже читают книги. Никакого быта, никакой приземленности — все как будто парит в небесах.

И вдруг среди этого буйства красок и роскоши появляется картина «Визит к няне»…

Убогая каморка чуть ли не в подвале. Кроватка, в которой лежит ребенок, слева от кроватки сидит сморщенная низкорослая старуха с горбатым носом (у нее какой-то зловещий вид). Справа — трое детей разного возраста смотрят на то, что происходит в комнате.

Молодой мужчина стоит на коленях в изножье кроватки, он смотрит на ребенка с жалостью, с мукой: видимо, ребенок тяжело болен. Женщина как бы утешает его: ее рука у него на плечах.

Дети справа, видимо, никакого отношения к этим взрослым не имеют.

Что же происходит? Почему это — визит к няне? Точных сведений нет, но какие-то намеки на происходящее остались в литературе.

У испанского писателя Эсы де Кейроша есть роман «Преступление падре Амаро». Этот святой отец вступил в связь с незамужней женщиной, она забеременела и вот-вот должна родить. В цитируемом отрывке он советуется со своим наставником — каноником:

— Еще один вопрос, дружок, — перебил каноник, — Ты подумал о том, куда мы денем плод?

Падре Амаро сокрушенно зачесал голову.

— Ох, учитель… Это вторая проблема… И она очень меня беспокоит. Конечно, надо отдать его на воспитание какой-нибудь женщине, только подальше, например, в Алкобасу или Помбал…

Падре Амаро за помощью обратился к посреднице по имени Дионисия, которая должна подобрать будущему младенцу кормилицу (а фактически — отдать на воспитание).

Но Дионисия продолжала раздумывать, потирая рукой подбородок. Она знает еще одну кормилицу. Эта живет далеко, под Баррозой… Берет на воспитание детей и растит их у себя дома. Но о ней лучше вовсе не говорить…

— А что, больная, хилая?

Дионисия подошла поближе к священнику и сказала почти шепотом:

— Ах, менино, я никого не хочу отговаривать. А только это всем известно: она поставляет ангелочков!

— Что?

— Поставляет ангелочков.

— Что вы хотите сказать? Что это значит? — спросил падре Амаро.

Дионисия промямлила весьма неохотно: есть такие женщины, которые берут младенцев на воспитание. И все младенцы умирают. И идут прямо на небо. Вот и появилось такое выражение.

— Как так? Все дети умирают?

— Все поголовно.

Родившегося ребенка отдали кормилице, но святой отец не мог спокойно перенести содеянного, он пытался найти своего ребенка (хотя отдал его неизвестно куда), но ему это уже не удалось.

В картине Фрагонара почти неощутим такой трагический конец, хотя видно, что ребенок тяжело болен. И доживет ли он до следующего визита родителей?




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: