Барселона. С какими именами связан этот город?
История Испании, как и многих стран, полна скрытого драматизма. Не думаю, что поняла все, что касается Каталонии, но по крайней мере перестала удивляться. Перестала удивляться языку, кухне. Не удивилась даже, обнаружив в ряду знаменитых современных каталонских писателей лауреата всевозможных премий — француза с русской фамилией, Жоана-Даниэля Безсонова.
Ну кому еще писать на каталанском языке (кроме самих каталонцев), как не французу, чья семья родом из Воронежа? Вполне естественно, на мой взгляд.
И уж совсем никакого удивления не вызвал факт, что каталонская средневековая хартия о правах гражданина (Usatges de Barcelona) старше Хартии вольностей на добрую сотню лет…
Попытки стать автономией в Каталонии были всегда, то есть каталонцы всегда так себя чувствовали и жили. И сейчас Каталония числится «автономным сообществом» с тремя официальными языками и периодическими референдумами об отделении от Испании. Каталония остается головной болью Испании и делом Испании — пусть разбираются. Можно только попытаться понять, почему так происходит, откуда эта уверенность в своей культурной обособленности.
Но для меня предпочтительнее разговор о красоте и только немного об истории. Меньше всего — о сепаратизме, больше — о человеческом самоощущении. Хотя вместить Каталонию в любой формат — невозможно.
Нельзя ее толком и рассмотреть, тем более что Каталония считает Каталонией еще и часть Франции. Даже Барселону с горы Тибидабо рассмотреть сложно. Наверное, нужно время, наверное, нужно долго стоять. Но лучше дождаться, когда получится. Ведь Тибидабо — в переводе с латыни «Тебе даю».
Когда-то Дьявол поднял Христа на гору и показал ему все соблазны мира. Христос отказался. От соблазнов отказаться можно, это запросто, а вот красоту впитать в себя не помешает. На самом деле, в Барселону нужно приезжать надолго. Нельзя увидеть ее из автобуса, нельзя хлопать сонными глазами, стремясь за пару дней обегать огромный город, как это часто бывает.
На вершине горы Тибидабо стоит Храм святого Сердца, построенный в начале XX века архитектором-модернистом Энриком Санье-и-Вильявеккия. Конечно, модернистом, конечно, каталонцем. Ну где еще был такой взрыв модерна в архитектуре, как не в Барселоне?
Почему великие каталонцы всегда подчеркивали, что они каталонцы? Почему Сальвадор Дали — сначала каталонец, а только потом — испанец? Почему Антони Тапиес — сначала каталонец, а только потом — испанец? Почему Антонио Гауди — строго каталонец?
Иногда кажется, что у каталонцев особое чувство юмора. Вспомним хотя бы Сальвадора Дали с его работами, его усами-антеннами, его русской женой, наконец. Нежное и доброе чувство юмора, иногда — жутковатое. Кто, кроме каталонца Гауди, смог бы спроектировать дом без несущих и опорных стен, с естественной вентиляцией и подвижными межкомнатными перегородками? То ли скала с пещерами, то ли море с волнами и водорослями…
Дом Мила, в простонародье «Каменоломня» («La Pedrera»), стал первым из сооружений XX века, которое ЮНЕСКО включило в свой Список Всемирного наследия.
Откуда такой невероятный интеллектуальный и художественный взрыв в XX веке в отдельно взятом регионе одной страны? Откуда музыка Исаака Альбениса, Энрике Гранадоса, Фредерика Момпоу? Откуда родом всемирно известные Пау Казальс, Монсеррат Кабалье, Хосе Каррерас? А это все люди с мировым именами, и это еще мягко говоря.
Где прожил всю жизнь гитарист и композитор Франсиско Таррега, чей Большой Вальс безбожно использует Нокия как свой аудиобренд? И теперь фрагмент этого вальса звучит, охватывая весь мир, около двух миллиардов раз в сутки.
О чем поет Фредди Меркьюри в своей песне «Барселона», ставшей гимном Олимпийских игр 1992 года?
Если бы Красота имела паспорт по российскому образцу, то одним из пунктов регистрации там обязательно стояла бы Барселона, Каталония.
«Ферма» — картина каталонского художника Жоана Миро, которую он написал в Париже, продал за пять тысяч французских франков Хемингуэю. Не так давно дочь писателя Мэри Хемингуэй (Хэммингуэй) передала картину Национальной галерее искусства в Вашингтоне. А когда-то ее отец говорил: «Я не поменяю „Ферму“ ни на одну другую картину мира».
Жоан (Хоан, Хуан) Миро родился в Барселоне в 1893 году, большую часть жизни прожил в Париже. В Барселоне бывал нечасто, потому что Каудильо Франко Барселону не жаловал. Из Парижа во время войны тоже пришлось уезжать.
Миро испытал влияние кубизма, импрессионизма, экспрессионизма, фовизма, сюрреализма — всего того, что было в тренде искусства в начале-середине прошлого века. Работал и для балетных спектаклей С. Дягилева, и для ЮНЕСКО, выполнял заказы для различных американских городов и университетов (живопись, скульптура, керамика, графика). Но везде, в любой точке мира, он ощущал себя каталонцем, а «Ферма», пожалуй, остается его самой известной работой.
Теперь сам этот старый дом-ферма, принадлежавший семье художника, объявлен культурным достоянием по национальным интересам и стал музеем. Кстати, этот дом, похоже, является типичным каталонским сельским домом: с очень толстыми стенами, маленькими окнами — чтобы была возможность защищаться.
В Барселоне есть музей Жоана Миро. При этом значительная часть работ Миро хранится в музеях США. К сожалению, одна работа погибла — та, что была во Всемирном Торговом Центре, разрушенном 11 сентября 2001 года после чудовищного теракта.
Работы Миро сейчас продаются на аукционах за 2030 миллионов долларов.
Почему Миро — сначала каталонец, а только потом — испанец?
Для людей, не знакомых с историей Испании, достаточно будет небольшого экскурса в историю. Сделаем совсем маленький тур: заглянем на минутку в историю Каталонии, посмотрим на картины, послушаем музыку, а лучше всего продолжим разговор о людях — в следующий аз.