Джордж Хейтер - придворный художник. Как он добился такого звания?
Джордж Хейтер (17921871) — знаменитый английский художник, портретист, автор нескольких сотен портретов. Начальные уроки он получил у своего отца, шестнадцати лет поступил в Королевскую академию искусств.
Не закончив курса, Джордж решил стать военным моряком, пошел учиться в кадетское училище. Отец настоял на его возвращении, и они решили, что Джордж будет помогать отцу до окончания своего образования.
Мальчик был весьма темпераментный и в 1809 году, семнадцати лет от роду, он женился (естественно, тайно) на квартирантке своего отца, которая была старше него на 12 лет. У них было трое детей (секретный брак был оглашен спустя два года).
В 1815-м, когда ему уже было 23 года, его пригласили (или утвердили на должность) миниатюристом и портретистом при дворе принцессы Шарлотты. Это было очень почетное место: принцесса могла стать английской королевой — это зависело от состояния наследования в королевской семье. Судя по всему, молодой художник к тому времени уже заработал себе репутацию отличного портретиста.
В том же году Хейтер пишет картину «Пророк Эзра» и представляет ее Британскому институту (частное общество, занимавшееся выставочной деятельностью в Лондоне в XIX веке) — картина удостаивается премии.
В 1816 году с подачи своего покровителя Джона Рассела, шестого герцога Бедфордского, Джордж отправляется в Италию учиться. Здесь он знакомится с гениальным скульптором Антонио Кановой, работает в его студии и перенимает его классический стиль. Одновременно учится быть скульптором. Канова способствовал представлению картины «Сбор дани» римской академии св. Луки, картина была принята хорошо, а сам Хейтер стал самым молодым членом академии.
В 1818 году Джордж (ему уже 26 лет) начал писать портреты. Его друзей-художников раздражала нарочитая пышность работ, но благодаря этому Хейтера хорошо принимали в аристократических кругах.
Лорд Довер заказал художнику картину «Суд над королевой Каролиной в палате лордов». Хейтер первый — и очень успешно — отобразил современную ему драму (размер картины — 233×266 см).
В 1826 году художник едет в Италию, в 1828 году прибывает в Париж, в 1831 году возвращается в Англию. Он начинает работать над картиной с длиннющим названием: «Представление обращения к королевской власти при открытии заседания первого реформированного парламента в Старой палате общин 5 февраля 1833 года». Подготовительная работа — 400 портретных этюдов маслом.
Что подвигло его на такой далеко не простой путь? Дело в том, что Джордж был ярым сторонником реформ. Он занимался картиной десять лет без всякой надежды на получение какого-нибудь гонорара — это не был чей-либо заказ, только желание художника запечатлеть историческое событие в жизни государства. С большой степенью вероятности можно утверждать, что групповой портрет палаты общин — это ансамбль портретов живых (в то время) людей, то есть у этой картины — стопроцентная историческая достоверность (картина была куплена правительством в 1854 году, через 20 лет после того, как он ее начал).
Кроме того, это было одно из последних изображений интерьера старой палаты общин до разрушительного пожара 1834 года.
В 1841 году Хейтер получает звание «Главный художник двора ее величества королевы Виктории».
«Королева Виктория оценила его заслуги, удостоила его звания „Главный художник двора ее величества королевы Виктории“ и посвятила его в рыцари» (из биографии художника).
Из-под его кисти вышло несколько картин с королевскими церемониями: коронация королевы Виктории в 1838 году, королевская свадьба в 1840 году, крещение принца Уэльского в 1843 году. Были исполнены несколько портретов королевы Виктории, причем некоторые копировались с помощью его сына Анжело и отправлялись как посольские дары.
Пребывание Хейтера в должности художника двора было недолгим: муж королевы принц Альберт предпочитал немецких художников (например, Франца Винтерхальтера).
С середины 1840 годов появилось мнение, что стиль работы Хейтера устарел: он соответствовал вкусам начала викторианской эры (викторианская эра началась в 1837 году и длилась до смерти королевы Виктории в 1901 году). Художник продолжает работать, он пишет акварели, пытается работать как скульптор.
Некоторые работы Хейтера после его смерти остались в Королевской коллекции, официальный портрет королевы Виктории и картина с ее бракосочетанием и сегодня украшают Букингемский дворец. Содержимое мастерской художника было распродано в 1871 году на аукционе Кристи.
Где все четыре сотни этюдов маслом для его десятилетнего труда — неизвестно. Может быть, они попали в руки портретируемых и хранятся сегодня в семейных коллекциях.
Главный художник двора ее величества королевы Виктории сэр Джордж Хейтер выполнил роскошные изображения сцен из жизни королевской семьи: его персонажи наполнены жизнью, апартаменты, регалии, костюмы на его картинах сверкают, переливаются всеми цветами радуги. Он писал жизнь двора, как он ее видел, и почетное звание было наградой за труды…