Как группа SLADE восстала против английской орфографии и соревновалась с БИТЛЗ?
Когда в начале 1970-х БИТЛЗ приказали долго жить, на роль новых любимцев британской публики стали претендовать SLADE. SLADE были образцовой рок-группой — яркой, задорной, весёлой, громкой, драйвовой…
Как и в БИТЛЗ, ядро группы составляли четыре музыканта: Нодди Холдер (вокал, гитара), Джим Ли (бас, скрипка, клавишные), Дейв Хилл (гитара) и Дон Пауэл (ударные).
Пятым же участником SLADE вполне заслуженно можно назвать Чеса Чэндлера. В своё время Чэндлер поиграл в знаменитых ANIMALS, после чего решил направить свою энергию в продюсерское русло. Именно он раскрутил Джими Хендрикса, а после смерти оного взялся за SLADE.
Сначала Чэндлер занялся имиджем группы. Правда, первая идея — придать хиповатым музыкантам образ… скинхэдов (бритые головы, подтяжки, тяжёлые ботинки «мартинсы») — оказалась не слишком удачной. Матери музыкантов были в ужасе от нового имиджа, а скинхэды не понимали, почему эти ребята выглядят, как они, а играют всё тот же рок, а не регги и ска (стили, которые бритоголовые очень любили). В результате первые два альбома группы прошли незамеченными.
Вторая смена имиджа оказалась куда удачнее. SLADE вместе с Гарри Глиттером, Марком Боланом и Дэвидом Боуи стали лицом т.н. глэм-рока (проще говоря, гламурного рока — стиля больше эстетического, чем музыкального). Вслед за ними и остальные рокеры начали усиленно наносить на лицо макияж и блёстки, обряжаться в «павлиньи» наряды и обувать туфли на огромных платформах. В результате музыканты стали напоминать то ли клоунов, сбежавших с карнавала, то ли завсегдатаев травести-баров.
Например, Нодди Холдер носил кустистые бакенбарды, клетчатые штаны, такую же кепку, которую затем сменил на цилиндр, усеянный… зеркалами. Ну, точно какой-то английский чудак времён XIX века!
Имидж быстро привлёк к группе внимание, и в 1971 году сингл «Get Down and Get With It» пробился в британский ТОП-20. С этого момента каждый последующий сингл SLADE не покидали «двадцатку» вплоть до 1977 года! Группе не хватило буквально четырёх синглов, чтобы сравняться с рекордом БИТЛЗ, у которых в ТОП-20 попало аж 22 сингла подряд.
Так как переломная «Get Down and Get With It» была всё-таки чужой песней, Чэндлер настоятельно попросил музыкантов сочинить для следующего сингла свой собственный коммерческий хит. Главные авторы SLADE — Холдер и Ли — немало этим этим озадачились. Они никогда не сочиняли «коммерческих» хитов, потому что их у группы до этого просто не было.
Нодди Холдер:«Джимми пришел ко мне домой, мы сели с двумя гитарами, чтобы написать песню. Не было никаких идей. Мы начали играть рифф, сочинённый много лет назад. Обычно мы играли его в гримёрке перед концертом, чтобы настроить скрипку. Мы знали, что этот мотив цепляет — многие спрашивали, что это такое, как только мы начинали играть его».
Джимми Ли:«Так как я принес скрипку, я заявил: „Почему бы нам не написать что-то в духе Стефана Граппелли?“ Тогда в чартах была „Hot Love“ Марка Болана, и я предложил нечто подобное, что-то очень простое, и за полчаса мы написали песню. У нас была структура мелодии, и Нод просто заполнил пробелы. Это единственная песня, которую мы вот так написали».
Первоначально песня называлась «Because I Love You» («Потому что я люблю тебя). Чэндлер был от неё в восторге, а вот сами авторы своё творение недолюбливали. Песня казалась им недостаточно роковой, больше подходящей «для хлюпиков». Поэтому они решили добавить в неё драйва — всякие притопы-прихлопы. А под конец вдоволь поиздевались над названием…
Не секрет, что орфография и фонетика языка редко совпадают, а уж в английском отличаются весьма заметно. Британские детишки до сих пор приходят в ужас, когда впервые видят, как пишутся хорошо знакомые им слова. Вот SLADE и решили пойти навстречу «двоешникам» и записали название песни «Because I Love You» по принципу «Как слышится — так и пишется» — т. е. «Coz I Luv You» («Коз Ай Лав Ю»).
Нодди Холдер:«Мы подумали, что „Because I Love You“ — это глупое название для песни, поэтому мы использование написание, которое могло бы быть на стене туалета в Мидлендс, и это сделало её просто убойной».
По сути, SLADE изобрели прообраз того «падонского языка» (нарочитого искажения написания слов), который через пару десятков лет распространится в Интернете (вроде «Аффтар жжот», «Превед» и т. п.).
Безграмотное написание названий песен тут же стало фирменным знаком группы и вызвало целый шквал возмущений со стороны британских преподавателей. Ну как это можно — вместо «Look What You Done» писать «Look Wot You Dun»?
Чутьё не подвело Чэндлера. «Coz I Luv You» стала для SLADE первым синглом, возглавившим британский топ. А дальше успешные песни посыпались как из рога изобилия.
О других хитах группы я расскажу в следующей статье.