Как рассчитать себестоимость продукции

Себестоимость произведенной или реализованной продукции является одним из самых важных показателей для анализа эффективности производственной деятельности как предприятия в целом, так и его отдельных структурных подразделений. Итак, расскажем читателям МирСоветов, что же такое себестоимость и как ее возможно рассчитать.

Себестоимостью в классическом понимании называют сумму затрат, которую понесло предприятие для производства (производственная) и реализации (себестоимость реализации) своей продукции. Сумма затрат на производство и реализацию товара называется полной себестоимостью. Себестоимость исчисляется, как на весь выпуск, так и на производство конкретной единицы товара.

Производственная себестоимость включает в себя издержки производственного этапа. В состав таких затрат входят:

  1. Плата за сырье и основные производственные материалы.
  2. Топливно-энергетические затраты.
  3. Заработная плата.
  4. Транспортные расходы (внутреннее перемещение сырья и полуфабрикатов).
  5. Ремонт и содержание основных средств.
  6. Прочие затраты.
  7. Амортизация основных фондов и НМА.

В себестоимость реализации включают затраты, которые несет предприятие на этапе реализации продукции. К таким затратам относятся:

  • плата на упаковку товара;
  • расходы на рекламу;
  • расходы на транспорт (доставка товара покупателю или на дистрибьюторский склад);
  • прочие затраты.

Для анализа себестоимости используют следующие статистические методы:

Метод группировки – заключается в группировки всех затрат по однородным элементам с последующей группировкой в статьи калькуляции (таб. 1).

Использование группировок затрат позволяет проводить анализ выполнения плановых показателей на среднем и верхнем уровне, ведь бюджетирование затрат на низшем уровне невозможно, особенно в условиях больших предприятий.

Метод средних величин – заключается в исчислении веса затрат в структуре производственной себестоимости. Данный метод позволяет определить удельный вес отдельных затрат (элементов или статей калькуляции) в структуре себестоимости для определения влияния статей на общий результат (таб. 2).

Графически такую структуру можно изобразить следующим образом (рис.1).

На рис.1 видно, что наибольший удельный вес в структуре общих затрат имеют затраты на сырье и материалы, соответственно, вариативность по этой статье будет иметь большее влияние на вариативность общего результата.

Графический метод дает возможность наглядно представить анализ себестоимости, динамики ее изменения и изменение структуры в графическом виде. На следующем рисунке мы наглядно продемонстрируем использование нескольких методов анализа себестоимости.

Благодаря такой диаграмме можно наглядно продемонстрировать динамику изменения себестоимости по периодам и основные причины ее изменения. Графический метод анализа себестоимости наиболее предпочтителен для подготовки информации для топ-менеджмента компании, потому что является наиболее усваиваемым.

Методы калькулирования себестоимости

Двумя основными методами калькулирования себестоимости, которые используются в практике, являются:

  • метод полного поглощения затрат;
  • маржинальный метод (direct costing).

Метод полного поглощения затрат предполагает калькулирование себестоимости каждой единицы продукции с учетом всех затрат. Этот метод применяется в случае, если необходимо проанализировать рентабельность отдельных видов продукции.

Маржинальный метод основан на разделении затрат на две части:

  1. Переменные затраты – величина которых напрямую зависит от объема производства. К данным затратам относятся: затраты на основное сырье и материалы, энергозатраты, транспорт. Переменные затраты калькулируются на единицу каждого вида товара.
  2. Постоянные затраты – величина которых не зависит от объема производства. Сущность этих затрат заключается в том, что предприятие их будет нести, независимо от того, будет ли оно вообще выпускать готовые товары. К таким затратам относятся: заработная плата, затраты на ремонты основных фондов. Эти затраты не относят на себестоимость каждой единицы продукции, а учитывают на весь выпуск. Оправданность такого метода возникает в случае необходимости принятия решения о целесообразности выпуски того или иного вида товара.

При различных подходах к калькулирования затрат, финансовый результат может быть разным.

Рассмотрим ситуацию:

Предприятие выпускает 1000 тонн металлопроката. Переменные затраты на выпуск одной тонны – 60 долларов/тонна, постоянные затраты – 30000 долларов, реализация готовой продукции – 950 тонн. Цена реализованной продукции – 100 долларов/тонна.

Разница между двумя методами заключается в учете себестоимости остатков. При маржинальном методе увеличение остатков снижает операционную прибыль, а при методе полного поглощения затрат – наоборот, повышает.

В международном учете понятие себестоимости заменено понятием EBITDA cost.

EBITDA cost представляет собой сумму затрат как на производство, так и на реализацию продукции без амортизации.

В таком случае показателем эффективности работы предприятия принимается EBITDA – прибыль до налогообложения без учета амортизации.

EBITDA = Variable contribution – Fixed costs, где:

  1. Variable contribution – маржинальная прибыль, которая рассчитывается как разница между NRP (ценой реализации) и VC (переменными затратами) умноженными на объем реализации.
  2. Fixed costs – постоянные затраты.

Себестоимость произведенного товара может рассчитываться на основании данных о фактических затратах (фактическая себестоимость), так и на основании нормативов затрат, рассчитанных на основании утвержденных норм затрат для каждого элемента (нормативная себестоимость). Нормативная себестоимость часто применяется для процесса ценообразования, для заключения долгосрочных контрактов.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: